Освещение в пейзаже также основополагающе важно, как и в любом другом жанре фотографии, но в отличие от портретной или предметной съемок, вы не можете управлять светом. Поэтому вам придется следить за временем и погодой, чтобы сделать хороший кадр. Самое выразительное освещение, как правило, бывает во время заката и рассвета, когда низкое солнце дает живописные длинные тени, придающие рельефность пейзажу. В полдень же, когда солнце в зените, тени падают вертикально, объем пропадает, к тому же небо как правило слишком яркое, и без использования специальных градиентных фильтров, уходит в пересвет.
Старайтесь делать снимки на максимально закрытой диафрагме. Это позволит проработать мельчайшие детали как на заднем, так и на переднем планах. Скорее всего света будет недостаточно для того, чтобы обеспечить необходимую выдержку для съемки с рук, так что вам может понадобиться штатив или какая-то устойчивая поверхность для фиксации камеры.
Не старайтесь уместить в кадр одновременно побольше неба и побольше земли. Подумайте о том, что представляет наибольший интерес, что является ключевым объектов вашего пейзажа. Это могут быть необычные облака или вы хотите показать разнотравье степи. В зависимости от этого и стройте свой кадр. Если небо невыразительно серо, то пусть его будет совсем немного в кадре. Можно отталкиваться от правила третей: разделить мысленно кадр по вертикали на три равные доли и располагать горизонт на высоте 1/3 или 2/3 кадра.
Если в кадре есть ручей или река, то можно использовать длинные выдержки для создания «воздушного» эффекта течения воды. Если освещение слишком большое для длинных выдержек, используйте нейтральные серые фильтры (neutral density). Для «оживления» кадра со стоячей водой часто перед кадром бросают в воду камешек, чтобы появились волны и круги, которые могут добавить динамики в снимок.
|